Найти работу в России

Россия  


23 июля 2014  Новости трудоустройства, Соискателям

Испытательный срок: правила выживания

Новые сотрудники зачастую боятся испытательного срока: непонятно, по каким критериям — формальным и не очень — их будут оценивать и что может не понравиться руководителю. «Работа для вас» собрала несколько историй об испытательном сроке, вместе с экспертом взглянула на них с разных сторон и сделала вывод: бояться нечего. Текст: Вера Сорокина


История первая: энтузиазм по расписанию

«Приняла на работу продавцом девушку по имени Марина. Нарадоваться на нее не могла, — рассказывает Елена Гуляева, директор магазина одежды. — Ни минуты без дела, постоянно общается с покупателями. Но прошло три месяца испытательного срока, и Марина превратилась в другого человека — теперь ее нужно было искать не в зале, а где-нибудь в углу беседующую с другими продавцами. Я ее напрямую спросила: «А что, после испытательного срока работать не нужно?» И Марина, надо отдать ей должное, снова активизировалась».
Конечно, на испытательном сроке нужно проявить себя. Конечно, это непростой период, и потом наверняка будет легче. Но работодатели совершенно точно ожидают, что после пройденного испытания сотрудник будет работать как минимум с тем же энтузиазмом. И если вы сразу согласились на переработки и другие не совсем удобные условия, взяли на себя дополнительные обязанности, не ожидайте, что после испытательного срока все рассосется.

Комментирует Генрих Юстус, к.п.н., бизнес-тренер, T&D эксперт, доцент кафедры педагогики и психологии: «Большинство сотрудников действительно «выкладываются» на испытательном сроке на 150%, а после его окончания попадают в своеобразную ловушку: уже не нужно сильно волноваться о будущем, вроде можно и расслабиться чуть-чуть. К этому времени уже известны все писаные и неписаные правила, сформировались отношения с коллегами и руководителем, понятен круг задач и пр. А руководитель, наоборот, начинает все больше доверять сотруднику и ожидает от него большего. Если их интересы сильно расходятся и сотрудник не успевает перестроиться, то впереди неизбежны конфликты и даже увольнение… Чтобы этого не произошло, ищите работу не только для денег, но и для своего удовлетворения. Не зря многие успешные люди шутят, что работа — это их хобби. В этом случае работоспособность будет по умолчанию высокой. А также используйте испытательный период для формирования правильных привычек успешного человека. Одна из них — делать свою работу качественно и в срок. С этой привычкой у вас никогда не будет разногласий с руководством, клиентами и коллегами!»


История вторая: «Что мне сегодня делать?»

Молодой начальник жалуется на свою новую подчиненную: «Хорошая девочка, но самостоятельности ей пока не хватает. Приходит на работу и всякий раз спрашивает: «Что мне сегодня делать?» Если нового задания ей не дать, она будет спокойно сидеть в интернете. Приходится ее постоянно контролировать. Я вот не могу понять: она в принципе такая безынициативная или просто на испытательном сроке боится сделать что-то не то?»
Поначалу сотруднику, конечно, лучше задавать уточняющие вопросы, чтобы понять, что же от него требуется. Но нельзя засиживаться в роли новичка — хотя испытательный срок, как правило, длится три месяца, полноценным сотрудником надо стать еще до его окончания. Стоит ли вообще проявлять на испытательном сроке инициативу? Эксперты считают, что скорее да, чем нет. Только помните: очень инициативных новичков коллектив может невзлюбить, особенно если они своими нововведениями задевают чьи-то интересы или критикуют установленные порядки.
 
Комментарий Генриха Юстуса: «Россиянам свойственен максимализм — нам нужно все сразу или ничего. Так же и на работе: мы либо не проявляем самостоятельности и не предлагаем инициатив или предлагаем их так много, что они никому не нужны. Помните о «золотой середине». Инициируйте и будьте самостоятельны, но в меру. Почувствовать эту меру помогут коллеги, непосредственный руководитель и интуиция. Мы живем в динамичном мире, в котором абсолютная инерция сознания и отсутствие самостоятельности, — плохой тон».


История третья: осторожно, вам доверяют!

«У меня на одной из работ был генеральный директор, который считал, что новому сотруднику нужно доверять, — рассказывает Ирина, продакт-менеджер. — Он никогда не увольнял людей после месяца работы, и чем выше была должность, тем дольше он был готов ждать результатов. Один наш директор по маркетингу успел так практически развалить отдел, пока гендир убедился, что от него лучше избавиться. А на другой работе у меня была коллега, руководитель проекта, которая за те пару месяцев, что у нас работала, не сделала ничего. То есть совсем ничего. Но начальство не беспокоилось: «Вот сейчас Лиза развернется, и дело пойдет». А потом Лиза уволилась за день, побросав все, кроме своих туфель».
Руководителей можно разделить на два типа: тех, кто к любому новому сотруднику относится с недоверием, и тех, кто, наоборот, доверяет всем новоприбывшим. Какой вариант удобнее, сказать сложно. Первые заставляют отчитываться за каждый шаг, зато вы регулярно получаете обратную связь. Вторые рассуждают примерно так: человеку нужно время, чтобы освоиться, результаты появятся со временем. Ключевое слово — время. На какой-то период вас оставят в покое, но через два-три месяца (иногда дольше) от вас потребуют результатов, а могут и просто уволить, потому что вы, оказывается, не сделали то, что от вас ожидалось.

Комментарий Генриха Юстуса: «В российской практике часто встречается забавный парадокс и не только на испытательном сроке. Руководители ждут от сотрудников, что они начнут проявлять инициативу, совершать трудовые подвиги и пр. Тогда они готовы заметить таких сотрудников и поддержать — доверить новый более амбициозный проект, подумать об увеличении зарплаты и т. д. Работники, в свою очередь, готовы «выложиться», когда их заметит руководитель. Этого момента, а также возможности показать себя, они готовы ждать долго. Вот и получается, одна сторона ждет другую и наоборот. Эту практику нужно в корне менять! Доверяйте своим сотрудникам и поддерживайте их, а если вы подчиненный, то стремитесь завоевать доверие руководителя не пассивностью, а конкретными результатами. Ведь работа, как и хорошие семейные отношения, возможна только при наличии доверия между работником и его работодателем!»


История четвертая: стерпится — слюбится?

«Есть у меня приятель, директор фирмы, а у него секретарь, — рассказывает Дмитрий. — Вся история их отношений прошла перед моими глазами. Когда он взял ее на работу, почти сразу начал жаловаться: она-де заторможенная, с первого раза ничего не понимает, грозился ее уволить. Я ему советовал подождать, пока девушка освоится. Прошел год — секретарь прекрасно работает, а мой приятель говорит: «Да, ей надо дать время подумать. Но у нее есть отличное качество — если ей что-то поручишь, гарантированно сделает».
Неправильно считать, что работодатели только и ждут, когда человек ошибется, чтобы его уволить. На самом деле, тут действуют два фактора. Первый — экономический: каждый поиск нового сотрудника плюс его адаптация, обучение — это затраты для компании, и часто менять работников очень невыгодно. Второй фактор — человеческий. Какому руководителю хочется чувствовать себя монстром, увольняя людей направо и налево? Есть еще и такой подход: «Ладно, с этим я расстанусь, а где гарантия, что следующий будет лучше?»

Комментарий Генриха Юстуса: «В каждом сотруднике есть своя «изюминка», и только единицы могут полностью раскрыться в первые рабочие дни. Интересный факт: западные исследователи утверждают, что человек адаптируется в коллективе и раскрывается по максимуму только на второй-третий год работы. В нашей стране руководителю нужно за несколько месяцев разобраться: «А мой ли это человек?». Это очень непростая задача. Сотруднику надо, в свою очередь, четко понять, устраивает ли его работа. Испытательный срок — это двухсторонний процесс. Мы выбираем, нас выбирают. На испытательном сроке не бойтесь показать свои сильные стороны, а также интерес к работе. Такой подход позволит не только пройти испытание, но и выстроить успешные взаимоотношения с руководителем!»



Поможем найти работу! «Работа для вас» организовала собственную справочную по трудоустройству, звоните по телефону (495) 229-22-11, и мы бесплатно подберем вам нужную вакансию.