Найти работу в России

Россия  


29 августа 2014  Соискателям, Новости трудоустройства

«Продать себя» на собеседовании

Есть такое выражение: «продать себя» на собеседовании. Возможно ли это на самом деле? И как можно «продать себя»? Об этом «Работа для вас» спросила HR-менеджеров известных компаний.


Екатерина Тихвинская, директор по персоналу ЗАО «Упонор Рус»:
К сожалению для рекрутеров, сейчас почти все кандидаты научены проходить собеседования. Знают, как отвечать на «неудобные» вопросы, как подать себя. Некоторые виртуозы знают, как «продать себя». Вопрос только в том, что он будет делать, когда его примут на работу. Произвести хорошее впечатление в течение часа — это одно, а работать — это другое.
У меня был случай почти анекдотический. Мы искали менеджера по продажам на одну услугу, которая тогда только начинала продаваться в нашей стране. Решили, что, поскольку со стороны заказчика в переговорах будут участвовать генеральные директора (мужчины), то взять на работу нужно продавца-женщину. В результате долгих поисков нашли подходящую кандидатку, которая так и сказала: «Раз заказчика представляет мужчина, то продавцом должна быть женщина». В процессе работы оказалось, что готовить презентации, бизнес-планы — это не ее. Она считала, что для успеха достаточно женского обаяния и легкого флирта на переговорах. Конечно, испытательный срок она не прошла и была уволена. А я задумалась над тем, как на собеседовании определить работоспособность человека.



Елена Гулько, директор департамента по управлению персоналом, группа компаний BAON:
Есть такое выражение, и есть люди, которые обладают навыками самопрезентации, а есть те, кто теряется, скованно ведет себя на собеседовании. Но в любом случае одной самопрезентации мало — при принятии решения по кандидату учитываются различные факторы, не зря, например, даются профессиональные тесты. Соискатель может очень красиво рассказывать о себе на собеседовании, а при общении с его бывшим руководителем выясняется, что реальных результатов он не показывал. К тому же нужно учитывать профессию кандидата — хорошая самопрезентация важна для менеджеров по продажам, но не так важна для программистов.


Елена Борисова, директор центра обучения ООО «Цептер Интернациональ» Россия:
Для нашей компании этот вопрос очень актуален, так как большую часть сотрудников составляют именно менеджеры по продажам, и если кандидат не может выгодно «продать себя», то как он продаст товар? Здесь нет места негативной коннотации словосочетания «продать себя», наоборот, мы ставим в заслугу нашим потенциальным менеджерам умение преподнести свои знания и опыт в выгодном свете, харизму, актерские способности, умение выступать перед аудиторией и удерживать ее внимание. На самом деле, сейчас виртуозное владение техникой самопрезентации не такая уж большая редкость: социально активная, открытая, амбициозная молодежь в этом плане выгодно отличается от менее раскрепощенных представителей старшего поколения.


Светлана Кошелева, менеджер по персоналу, группа компаний AvanTech:
Да, «продать себя» действительно возможно. И это неоднократно встречалось в моей практике. Как правило, «продавали себя» кандидаты на руководящие должности, менеджеры. Они рассказывали о своих достоинствах и успешных проектах; делали акценты на умениях и знаниях, важных для компании и должности; подчеркивали стремление к самообразованию, повышению квалификации. Считаю, что кандидат должен уметь «продавать себя». Но надо сказать, что есть позиции, не требующие широкой коммуникации, где отсутствие навыков самопрезентации не является серьезным препятствием — например, программисты. В этом случае и внимание к языку жестов и внешнему виду кандидатов менее пристальное.


Людмила Попова, руководитель отдела персонала сети кофеен Coffeeshop Company в Москве:
Это возможно. Для этого нужно составить перед собеседованием четкий план, определить, какую цель вы перед собой ставите, какая зарплата вас устроит. Чтобы у вас была мотивация, советую добавить к вашей текущей зарплате 10-20%, конечно, с учетом средних зарплат на рынке. На собеседовании важны открытый взгляд, уверенность в себе, четкость в ответах, при этом не надо много говорить и важно внимательно слушать своего собеседника. А перед тем, как идти в компанию, хорошо изучите ее сайт и все, что о ней есть в интернете, посмотрите на вашего потенциального работодателя глазами клиента, подумайте, чем вы можете быть ей полезны.



Читайте ответы других HR-менеджеров в ближайших номерах «Работы для вас», которые выйдут 1 и 4 сентября. Все номера газеты доступны онлайн.