Россия
11 июля 2014 Новости трудоустройства, Соискателям
По данным столичной мэрии, средняя зарплата учителей сегодня вплотную приблизилась к 75 000 рублей. Сами педагоги говорят, что заработать такую сумму действительно можно, но далеко не каждому это по силам. «Работа для вас» выяснила, у каких именно учителей есть шанс стать высокооплачиваемыми специалистами. Текст: Любовь Чернышева
По словам Ирины Царьковой, директора по персоналу кадрового холдинга «ПРОФИЛЬ», доход педагога зависит от его квалификационного разряда, количества учебных часов, дополнительной нагрузки, например, классного руководства, профессиональных наград. Соответственно, выпускник педагогического вуза с восьмым — девятым разрядом из возможных четырнадцати может претендовать на весьма скромную сумму. Например, Ольга Панова, окончившая два года назад МПГУ, говорит, что после вуза ее взяли совместителем на десять учебных часов в неделю с зарплатой всего лишь 15 000 рублей. «Я согласилась на такие условия, потому что эта школа очень уж перспективная, с высоким рейтингом, — поясняет Ольга. — Договорилась со своими родителями, что они меня поддержат, пока я буду стараться закрепиться на этом месте, расти». Мечты недавней студентки сбылись: с третьей четверти она начала вести кружок вместо ушедшей в декрет коллеги, ей добавили еще несколько учебных часов, и ее доход вырос до 25 000 рублей. Ольга говорит, что не собирается на этом останавливаться. «Пока у меня нет своей семьи, я могу большую часть времени отдавать школе, — добавляет девушка. — И дело не только в деньгах — мне нравится работать с детьми».
По данным «Работы для вас», RDW.RU, Rabota.ru
Упоминаемые в официальных источниках 75 000 рублей и даже больше, по мнению Ирины Царьковой, сегодня могут заработать педагоги с большим, более десяти лет, стажем и четырнадцатым квалификационным разрядом. Но и для них такая сумма станет реальной, только если они готовы совмещать большое количество обязанностей. «У меня выходит и 80 000, если я буквально от зари до зари провожу в школе, — говорит учитель физики Ирина Саватеева. — В этом году, например, у меня было 24 учебных часа при норме 18, подготовка к ЕГЭ и ГИА, дополнительные занятия с восьмыми классами по информатике и пятыми–шестыми — по физике. Еще каждую пятницу мы ездили на лекции в МГУ и два раза в месяц по выходным на экскурсии. Опять же, работа учителя не заканчивается со звонком, нужно и поговорить, и объяснить что-то, и новые опыты или игру приготовить». Понятно, что такой график способен выдержать не каждый педагог. Кроме того, по словам самих учителей, чрезмерная загруженность идет во вред качеству преподавания. К занятиям надо готовиться, искать новые формы работы, новые материалы, чтобы заинтересовать детей. Можно, конечно, ничего этого не делать, но тогда, как считают педагоги, будет уже не работа, а халтура.
Еще один способ больше зарабатывать — устроиться не в общеобразовательную школу, а, например, в ту, где учатся дети с ограниченными возможностями. Там учителя зарабатывают больше. А вот вариант с трудоустройством в частную школу сегодня не гарантирует супердоходов: недавно представитель столичного департамента образования сообщил о том, что зарплата учителей в государственных московских школах выше, чем в частных образовательных учреждениях.
На размер зарплаты педагогов кроме уже упоминавшегося рейтинга школы, который рассчитывается департаментом образования Москвы, влияет и наполняемость классов, и введенный сейчас в практику коэффициент сложности предмета. Самый высокий он для математики, русского и иностранных языков.
«Года два-три назад получить даже 100 000, особенно если ты учитель иностранного языка, было не так уж сложно, — вспоминает педагог Валентина Смирнова. — Теперь, несмотря на нормальный коэффициент, за эти деньги приходится много «пахать». И опять же нужно, чтобы администрация оценила твою работу. Иначе зарплата будет низкой. По сути, сейчас все отдали на откуп школам. Например, специальная комиссия, созданная в каждом учебном заведении, ежемесячно или ежеквартально начисляет премии по разработанным критериям. Кто-то выдает понемногу, но каждому; кто-то — наоборот, помногу, но только тем, кто соответствует всем критериям».
Доходы директора школы тоже зависят от рейтинга возглавляемого им учебного учреждения, а также от выслуги лет, квалификации. Кроме того, зарплата руководителя привязана к доходам учителей. «Администрация получает плюс 15% от зарплаты педагогов, соответственно, директору школы выгодно, чтобы мы зарабатывали больше», — говорит Ирина Саватеева. Премия же для руководителя, по данным Валентины Зацепиной из кадрового агентства «Вариант», рассчитывается с учетом нескольких основных моментов. «Во внимание принимается то, как школьники сдают ГИА и ЕГЭ, какова активность родительского комитета, есть ли жалобы от родителей, — говорит Валентина. — Учитывается также эффективность дополнительного образования, есть ли в школе молодые педагоги, приходилось ли отчислять учеников». В среднем директора столичных учебных учреждений получают сегодня около 200 000 рублей.
Рост зарплаты, конечно же, радует учителей. Но вместе с тем очень многие из них говорят о том, что ценность их труда на самом деле не выросла. Доходы увеличились в основном за счет гораздо большей, чем прежде, нагрузки. К тому же педагоги жалуются, что их сегодня буквально с головой захлестывает «бумажный вал». «У меня был период, когда моя нагрузка составляла 40 часов в неделю, я тогда вела физику в двух школах, — вспоминает Ирина Саватеева. — Сейчас так работать у меня при всем желании не получилось бы, потому что очень много бумажных отчетов, зачастую дублирующих электронный журнал. Или вот еще: раньше я могла легко повести детей в поход, теперь надо за две недели предупреждать руководство, составлять список, выпускать приказ».
Но несмотря на все эти обстоятельства, молодых педагогов в московских школах сегодня стало больше. А у директоров учебных учреждений появилась возможность платить им зарплату, которая теперь уже не напоминает своим размером пособие по безработице.
По данным «Работы для вас», RDW.RU, Rabota.ru
Валентина Смирнова: «С учетом зависимости доходов руководства от зарплаты учителей директору выгоднее сокращать администрацию и раздавать часть обязанностей неофициально тем же педагогам. Я знаю одну школу, где всего один завуч и у нее куча помощников по разным направлениям, которые просто получают премии. А наша бухгалтерия, например, чтобы у учителей была зарплата побольше, специально просит сокращать совместителей. Остальным же увеличивают нагрузку. Ради роста зарплаты сокращают также вспомогательный персонал, например, лаборантов. Так что если вы планируете работать в школе, будьте готовы к тому, что придется вкалывать даже не то что за двоих, а иногда и за троих».
Анна Федорова: «У меня много коллег, которые кроме восемнадцатичасовой ставки берут еще десять часов, чтобы нормально зарабатывать. Но ни один из них не выдерживает такой ритм каждый год, потому что это очень тяжело. Лично я от классного руководства тоже год-два отдыхаю. Тут еще и психологический момент: когда выпускается твой класс, ты словно что-то отрываешь от себя с корнями. Очень сильные эмоциональные переживания в этот момент бывают!»
Ирина Саватеева: «Я бы не рекомендовала идти работать в школу, если кроме зарплаты вас там больше ничего не привлекает. Педагогика — это очень сложный и в физическом, и в эмоциональном плане труд. В радость он будет только тому, кто каждый день готов вместе с ребятами совершать пусть небольшие, но настоящие открытия, кто не будет вязнуть в болоте рутины и ныть. Дети действительно сейчас другие, с клиповым сознанием. С ними и безумно трудно, и одновременно очень интересно!»
Поможем найти работу! «Работа для вас» организовала собственную справочную по трудоустройству, звоните по телефону (495) 229-22-11, и мы бесплатно подберем вам нужную вакансию.