Россия
05 июня 2015 Соискателям, Новости трудоустройства
Кризис-2014 здорово ударил по автобизнесу. Но если продажи машин на какой-то момент просто «встали», то автосервисы, хотя и пережили непростые времена, продолжают работать. Какие специалисты сейчас востребованы? Сколько реально зарабатывают автомеханики? Легко ли перейти в эту сферу из другой области? Об этом в специальном обзоре рынка труда «Работы для вас». Текст: Тамара Арутюнян
«В конце прошлого года многие компании «легли на дно», так как никто не знал, как начнется новый 2015 год, — рассказывает Александра Колбина, директор автомобильного кадрового центра «ATK-Personal». — Те, кто в 2008 году сильно обжегся, начали увольнять персонал. Под закрытие и сокращение попали компании, у которых сильно возросла арендная плата. Я очень хорошо помню 2008 год, вот это был крах, а здесь, скорее, паника. Работая и подбирая персонал в автомобильные компании много лет, могу с уверенностью сказать, что спад в зимний период был всегда. В феврале все только раскачиваются, а в марте начинается движение. Да и сейчас объемы не такие большие. Многие компании сократились, закрылись, поужались, но те, кто остался, продолжают плодотворно трудиться и набирать персонал».
По данным «Работы для вас», RDW.RU, Rabota.ru
Структура спроса за последний год практически не поменялась: как и год назад, на джоб-сайтах самые востребованные — автослесари и автомеханики. Александра Колбина также отмечает, что сегодня больше всего заявок на мастеров-приемщиков слесарного цеха и автомехаников, в весенне-летний период они всегда востребованы. Кроме того, пользуясь сокращением персонала в некоторых крупных компаниях, более стабильные сервисы своевременно занялись заманиванием к себе «звездочек». «Если раньше заполучить хорошего специалиста было сложно, то сейчас шансы возрастают. И не нужно его переманивать, сам приходит», — говорит г-жа Колбина.
Что касается оплаты труда, разброс зарплат в вакансиях хоть и стал меньше, но по-прежнему серьезный. Оно и понятно — оплата обычно сдельная, зависит и от квалификации, и от загрузки самого автосервиса, и от желания самого человека вкалывать. И хотя работодатели нередко указывают верхнюю планку в 120-150 тысяч, обольщаться не стоит.
«Средний уровень хорошего автомеханика 40 000—60 000 руб., — объясняет Александра Колбина. — Это при опыте минимум 3-4 года и желательно на одном месте. 70 000 рублей — это зарплата профессионала со стажем работы больше 10 лет. Доход надежный, если стабильно работать и нарабатывать опыт и репутацию».
Интересно, что как в кризисные, так и докризисные и послекризисные времена всегда есть пласт соискателей, которые хотят переквалифицироваться в автослесари (или в другие специальности, связанные с ремонтом и обслуживанием машин). «Мне 35 лет, был клерком, безумно надоело, есть желание просто что-то делать руками. Я человек ответственный и аккуратный, но мой опыт работы с автомобилями ограничивается самостоятельным техобслуживанием личных авто. В том числе разбирал-собирал подвеску, менял масло, фильтры, тормозные колодки. Есть у меня шанс устроиться в техцентр с такими данными?» — спрашивает Михаил.
Александра Колбина призывает быть реалистами: «Давайте честно, ответственность и аккуратность здесь не основной критерий. Почему в ученики берут молодежь? Она управляема, легка на подъем, спокойно реагирует на адекватную критику и ради опыта готова работать-обучаться за 15 000 руб. А самоучка в 35 лет? Во-первых, как правило, есть семья. Работать за 15 000 руб. не каждый готов. Во-вторых, необходимость специального образования никто не отменял. В-третьих, ремонт собственного автомобиля не считается опытом! В сервисе поток, нехватка кадров, нужны толковые универсалы, которые придут и будут работать и зарабатывать деньги. Я не раз сталкивалась с ситуацией, когда возрастные соискатели хотели пойти учениками и иногда их приглашали на испытательный срок. И что? Не выдерживали, так как привыкли к другому уровню дохода, к другим отношениям в коллективе, другому графику. Отработать смену в 3 или 4 дня, каждый день по 12 часов, в спецодежде, под машиной — это сильно отличается от желания поковыряться в личном автомобиле. Так что желающим «перескочить» в автосервис из другой сферы всегда советую 10 раз подумать. Нет гарантии, что вы станете профессионалом и сможете конкурировать с теми, чей опыт и навыки намного выше. Если у соискателя есть стабильный доход, репутация, опыт в определенной области, я бы советовала в ней остаться и расти».
По данным «Работы для вас», RDW.RU, Rabota.ru
Полковник Джон:
Надумал сменить работу и пойти в автосервис. Хотел бы пообщаться с людьми, которые занимаются/занимались ремонтом автомобилей. У меня вышка, и я офисный планктон, чувствую себя не на своем месте, хочется что-то руками делать. Никаких навыков автослесаря у меня нет. Естественно, начинать придется с ученика. Думаю о профессии электрика или кузовщика.
Asp:
Лучше быть очень плохим офисным планктоном, чем хорошим автослесарем, пекарем, водопроводчиком и т. п. Тем более что мозгами работать придется не меньше, а скорее всего, даже поболе. Плюс вечно перемазан и физически тяжело. Зачем это все вам надо?
Полковник Джон:
Ну, у меня есть друзья, которые закончили ПТУ, пришли без каких-либо навыков. Сейчас при графике 5/2 и до 12 часов в день зарабатывают 90-115 тысяч рублей (установка и ремонт автомобильных кондиционеров). Идея освоить профессию электрика родилась не случайно — именно потому, что работать мозгами приходится, у меня два диплома и никогда не было проблем с обучением, естественно, выбор пал на наиболее «интеллектуальную» профессию в данной области.
Игрок:
Как и в любой другой профессии, существует иерархия: вначале слесарь, затем мастер. Толковых посылают учиться, сдавать экзамены. Все без дураков. Нормальные кадры ценятся. Стоящих мастеров мало, все больше молодняка, который скачет по верхам и хочет все и сразу. Но те, кто имеют упорство, желание и мозги, работают и зарабатывают весьма неплохо. 100 тысяч в месяц — в крупном городе у хорошего мастера. Но именно что мастера, а не механика. И на это нужно время.
Аццкая_белка:
Устройтесь учеником в крупный СЦ, где большие объемы работ — многому быстро научат. В ремонте ничего сложного нет, все написано в программе: открутить гайку, закрутить гайку. Зарплаты примерно от 40 тысяч. Еще хорошо получают установщики допов, типа защиту прикрутить и прочее.
Виктор Иогансон:
Я проработал почти 20 лет в автосервисе и скажу так: сервис сервису — рознь. Есть частные лавочки (у Петровича в гараже) и фирменные. Одно их объединяет: без знаний и опыта делать нечего и денег больших не заработать! Если есть желание попробовать, самое простое, наверное, — найти хорошего знакомого, работающего в этой сфере, и поработать у него учеником (читай — мальчиком на побегушках).
Поможем найти работу! «Работа для вас» организовала собственную справочную по трудоустройству, звоните по телефону (495) 229-22-11, и мы бесплатно подберем вам нужную вакансию.