Россия
15 сентября 2023 Соискателям, Новости трудоустройства
РДВ-ОПРОС:
Некоторые эксперты по трудоустройству советуют: «На собеседовании рассказывайте о своем опыте эмоционально — так вы продемонстрируете интерес к работе». Но всегда ли рекрутеры рады эмоциям кандидатов? И как кадровики распознают специалистов, которые любят свое дело? Об этом «Работе для вас» рассказали HR-ы столичных компаний.
Екатерина: Совет хорош для определенных ситуаций. Потому что все зависит от компании и должности, на которую претендует человек. Например, от менеджера по продажам, вероятно, будут ждать выразительного рассказа про успехи и достижения. А вот экспрессивный инженер вряд ли многим нужен — такой кандидат скорее оттолкнет. Зато, когда тот же инженер начинает дотошно расспрашивать про оборудование предприятия, используемую технику, чувствуется, что профессионал.
Насколько специалист увлечен своей деятельностью видно по его рассказу. Я часто задаю вопрос: «Почему вы любите свою работу?» И уже по ответной мимике понятно искренен ли соискатель. Хорошо раскрывают базовые жизненные установки человека вопросы, связанные с его будущим. Некоторые тут же воспроизводят «молочные реки и кисельные берега», и мысленно отодвигаются мной в сторону. Это значит, что претендент на вакансию не умеет ставить перед собой реальные цели и продвигаться к ним с трудом, а пребывает в своем фантазийном мире.
Людмила: Эмоции хороши, если человек реализует себя в творчестве или интернете, а вот в других сферах я бы советовала их попридержать. Нанимателям важен результат — чего работник добился. И рассказывать об этом лучше ясно, четко и спокойно. Помните, если вы не актер, то платить вам будут не за чувства и эмоции, а за рабочие навыки. Хотите научиться продавать себя на собеседовании? Полезно будет послушать бизнес-тренеров.
Излишняя эмоциональность однозначно помешает работе — мы все это ощущаем. Лично меня пугают шумные люди, особенно когда на интервью они еще и жестикулируют.
А понять любит ли кандидат свою работу довольно просто: человек говорит о ней долго и с удовольствием, да и хорошо знает о чем говорит. Задайте обычный вопрос, например: «Расскажите о вашем самом интересном проекте, каким он был?». И все сами увидите.
Михаил: Одним рекрутерам нравится, когда соискатель проводит самопрезентацию эмоционально, другим нет. Но специально имитировать подобное я бы не советовал. Общайтесь естественно — это лучше всего.
Любит ли человек свою работу, я понимаю, слушая, как он отвечает на профессиональные вопросы. Например, просишь кандидата решить какую-то задачу, и он сразу включается, отвечает подробно — ему это явно интересно. Или, наоборот, теряется, начинает мямлить, отделывается общими фразами, хотя до этого очень даже эмоционально рассказывал, какой он молодец.
Марина: Здесь все индивидуально. На какую должность человек претендует? На руководителя службы безопасности и разговаривает с генеральным директором? Тогда о каких эмоциях в данном случае может идти речь? А если вы, например, организатор праздников, то вполне можете развернуть свой талант — рекрутер к этому готов. К чему мы точно не готовы, так это к одним только эмоциям. Если резюме так себе, а соискатель чересчур активный — это лишь раздражает. Хотя бывало, что люди «выезжали» только на целеустремленности, но сейчас не те времена: работа нужна многим, так что конкуренция большая.
Виктория: Эмоции эмоциям рознь. Какие предполагаются эмоции: пренебрежение, раздражение, слезы или чрезмерная радость и активность? Эмоции соискателя все же должны быть в рамках, как-никак приехал на деловую встречу. Лучше четко сформулируйте себе задачу: у HR-а должно сложиться впечатление, что вы позитивный, открытый, но уравновешенный человек, который увлечен свои делом. А вот любовь к выбранной профессии демонстрировать иногда не помешает, как и заинтересованность в новом рабочем месте или в новой сфере деятельности (если планируете взять на себя непривычные обязанности). Такие эмоции сыграют вам на руку.
Юлия: Когда кандидат горит своим делом, это сразу видно, но не всегда проявляется через яркие эмоции. Лучше избегать крайностей на собеседовании: сухости, а также излишне демонстративного поведения. Зажатость и безынициативность сотрудников некоторых подразделений, как и их эмоциональность, могут помешать определенным рабочим процессам. Но «громкие» кандидаты отпугивают HR-менеджеров все-таки быстрее, чем «тихие». Нужно быть искренним и вести себя естественно. Собеседование — это всегда стресс, как и любое вынужденное общение. Играя эмоциями, имитируя их, вы можете заиграться, перенервничав, и испортите впечатление о себе.
Татьяна: Сложно дать универсальный совет сразу всем соискателям, так как многое зависит от специфики будущей работы. Например, дизайнер может быть более эмоциональным, а бухгалтеру, пожалуй, лучше отвечать сдержанно и по делу. В любом случае, мне кажется, что на собеседовании важно оставаться самим собой. Вы же не сможете все время ходить на работе в маске весельчака или активиста, есть таковым не являетесь. Не забывайте, что и вам должно быть комфортно на новом месте, только тогда вы будете результативно трудиться. Так что не стремитесь бездумно прогнуться под запросы работодателя. Да и рекрутеры сразу чувствуют фальшь, потому что повидали множество разных «спектаклей», им неприятно смотреть на инсценировки.
1. «На собеседовании будьте настойчивы и держите зрительный контакт»
РДВ: Не держите специально никаких зрительных контактов, пожалуйста, тем более настойчиво. В животном мире долгий взгляд «глаза в глаза» считывается как признак агрессии и заявка на доминирование. Люди более развиты, но все-таки из того же теста, поэтому просто сочтут вас наглым, высокомерным или невоспитанным, а то и вовсе нездоровым психически.
2. «Делитесь своими взглядами на жизнь и социальные проблемы — так вас скорее запомнят»
РДВ: Не делитесь ни в коем случае! В настоящее время в мире так много проблем и у всех на них такие разные взгляды, что вы рискуете превратить обычное собеседование в поле боя. Оставьте уже подобные рассуждения для домового чата в WhatsApp, слава и там вас найдет, обещаем.
3. «Работодатели стремятся нанимать победителей, преподносите себя как подарок судьбы!»
РДВ: Практически все работодатели уже знают, что «подарок судьбы» — это диагноз. Сейчас психологией не увлекается разве что ленивый. Так что корону лучше оставить в коридоре и только потом шагать в заветный кабинет.
4. «Если вам отказали в отделе персонала, не забывайте, что есть еще и руководитель подразделения, а также генеральный директор — попробуйте связаться с кем-то из них»
РДВ: Правильно, сделайте так, чтобы вас сильно не полюбила вся компания — это бодрит.
5. «Проявляйте мягкую настойчивость — время от времени напоминайте о себе. Справляйтесь, не изменилась ли ситуация к лучшему, не появилась ли возможность все-таки взять вас на работу?»
РДВ: Нет, если вам прямо очень-очень нужно, чтобы вас сильно не полюбила вся компания… Да не мелочитесь, поставьте палатку у входа в здание!
Подготовила Карина Мурадян
Фото: Freepik.com