Россия
06 апреля 2023 Соискателям, Новости трудоустройства
РДВ-ОПРОС:
Продолжают ли работодатели использовать такой способ подбора персонала, как групповое интервью — сразу с несколькими кандидатами? Сколько человек обычно участвуют в подобном собеседовании и как долго оно длится? Сообщают ли пришедшим результаты сразу или же потом проводят еще и индивидуальные собеседования? Об этом «Работа для вас» спросила у HR-ов крупных московских компаний.
Анастасия: Как правило, о групповых интервью вспоминают в случае массового подбора — когда много вакансий и кандидатов. Чаще для экономии времени. Предположим, у нас 15 соискателей и потребуется минимум 15 часов, чтобы пообщаться с каждым отдельно. А на групповом собеседовании HR за полтора часа уже получает возможность рассказать о вакансии всем претендентам и сделать первоначальный отбор путем проведения небольшой игры. Например, можно попросить каждого участника представиться и вкратце рассказать о себе. Дальше кандидаты отвечают на различные вопросы, выполняют задания, а рекрутер следит как они взаимодействуют в команде: у кого лучше развиты коммуникативные навыки, кто более уравновешен, у кого есть лидерские качества (такие люди сразу пытаются перехватить инициативу).
Насчет обратной связи по итогам собеседования... Сроки и форма подачи могут быть разными: кандидатов обзванивают или им пишут. Зависит от того, что за позиции закрывает рекрутер и как быстро их надо закрыть, да и от стиля работы HR-а. В 99% случаев потом будет и индивидуальное интервью, ведь это единственный способ всестороннее оценить человека.
Людмила: Групповые собеседования часто практикуются в компаниях, которые работают по франшизе — в ресторанном, гостиничном бизнесе. Я даже знаю организации, где проводят только групповые интервью. Перед несколькими людьми ставят конкретную задачу, выслушивают их мнения, отбирают из, допустим, 10 человек одного, потом подобным образом работают уже с другой группой. А трех лучших кандидатов показывают руководству.
Собеседование не должно быть очень долгими, два часа уже запредельно. Плюсы группового интервью: экономия рабочего времени и бюджета, возможность сразу многих познакомить с корпоративной культурой компании, оценка некоторых личных качеств соискателей, которые в полной мере раскрываются только в процессе общения в группе — например, во время ролевой игры.
Юлия: Да, групповые собеседования еще в ходу, но это не самый популярный способ отбора на вакансии. И в моей практике таким образом подбирали только линейный персонал: продавцов, операторов call-центра и т. п. Серьезных специалистов обычно оценивают за закрытыми дверями.
В группу же приглашают более трех человек. Хотя некоторые компании организуют интервью для примерно 50 кандидатов, но, по моему мнению, это неэффективно. Коммуницировать с большой аудиторией не для галочки очень сложно, у рекрутера должна быть высокая квалификация. Да и подготовить офис к подобной встрече тоже задача не из легких. Без проблем с этим справляется в основном крупный бизнес: у них есть большие помещения, и иногда с соискателями работают даже приглашенные эксперты по кадрам.
Стандартное групповое интервью состоит из нескольких этапов: презентация компании, самопрезентация соискателей и деловая игра (не обязательно в таком порядке). Время собеседования зависит от количества кандидатов, в среднем встреча длится час-полтора.
И не стоит путать групповое собеседование с панельным интервью, а так часто делают. Это принципиально разные формы подбора. Во время панельного интервью одного кандидата оценивают сразу несколько интервьюеров (обычно это сотрудники одной компании). Они также задают вопросы, озвучивают свои пожелания к будущему коллеге, подводят итоги, но других соискателей в комнате в это время нет.
Принимают решения после групповых и панельных собеседований наниматели по-разному: кто-то дает ответ сразу, но если вакансий немного и их не требуется срочно закрывать, а поток кандидатов большой, могут взять тайм-аут — подумать.
Хочу подчеркнуть, что ищущим работу не стоит опасаться нестандартных способов подбора персонала. Воспринимайте это как прокачку навыка конструктивного диалога. Общаясь в группе профессионалов, вы всегда получаете интересный опыт, а многие потом становятся сильнее и раскованнее.
Михаил: Мода на групповые собеседования давно прошла. Но бывают ситуации, когда работодателю удобен такой способ проведения интервью: например, нужно закрыть 10 одинаковых позиций. Кандидатов обычно приглашают не больше семи, иначе внимание рекрутера попросту рассеивается. Общаются максимум два часа, вряд ли дольше, так как участники за два часа уже устанут.
Как будут объявлять результаты зависит от вакансии: иногда тут же, а в некоторых случаях предусмотрен многоступенчатый отбор. Но я не советую HR-ам прямо на месте кому-то отказывать публично. Ведь сначала это стресс для соискателя, а потом и очень вероятно будет стресс для рекрутера. Кандидат может среагировать негативно и обстановка накалится. С приходом в нашу жизнь мессенджеров большинство людей стараются сокращать непродуктивные личные контакты и это мудро. Лучше составить корректное сообщение с отказом и отправлять его в мессенджеры — сейчас почти все так делают.
Елена: Есть такие профессии, первичный отбор на которые весьма удобно проводить с помощью группового собеседования. Например, продавец-консультант, кассир, курьер, грузчик. Если должность не требует серьезной профессиональной подготовки или предполагает наличие у кандидата умения свободно общаться с клиентами, групповое интервью — отличный выход. Но чем больше приглашено соискателей, тем сложнее оценить навыки каждого. Поэтому участников не должно быть более 15-20 человек.
Лучшее групповое собеседование — это когда обстановка перестает быть формальной, барьеры стираются, а люди забывают о том, что их оценивают, вовлекаются в деловую игру и начинают поддерживать друг друга. Тогда они раскрываются с самых привлекательных сторон. Но иногда те, кто понравился после прочтения резюме, в группе сильно разочаровывают. Эмоциональный интеллект — наше все.
Однако, если рекрутер действительно дорожит репутацией своей и организации, просто объявить результаты отбора — этого будет мало. Во время встречи он должен суметь «продать» кандидатам компанию: дать понять, как круто, выгодно и интересно здесь работать, продемонстрировать, что изучил каждого пришедшего и рад знакомству. Приоритетная цель специалиста по кадрам — сформировать положительное впечатление о бизнесе. Только тогда мы получим лояльную аудиторию и не увидим обид и негативных отзывов.
После группового собеседования редко сразу приглашают на работу, но бывает. Чаще соискатель проходит три стандартных этапа отбора: телефонная беседа, групповая встреча, индивидуальное собеседование.
Фото: Freepik.com