Россия
29 октября 2020 Соискателям, Новости трудоустройства, Работодателям
РДВ-ОПРОС
С того времени, когда мир узнал о коронавирусе, прошел уже почти год. Началось все в китайском городе Ухань — на рынке морепродуктов (эксперты подозревают, что там кто-то кого-то съел), а закончилось весьма неожиданно для России — отечественным работодателям пришлось отпустить на удаленку, по некоторым данным, порядка 6 миллионов сотрудников.
Такой формат занятости российские работодатели никогда не любили. Непонятно где человек, чем он на самом деле занят, и по многим причинам совсем не хочется платить ему нормальную зарплату. Распространенное мнение: если сотрудника нет в офисе, значит и без него вполне можно обойтись. Обычно в периоды экономических кризисов тех, кто на удаленке, сокращали в первую очередь. Но сейчас все иначе. Компании вынуждены перестраивать бизнес-процессы, уменьшать расходы, в том числе и на аренду помещений, а люди не рвутся лишний раз выходить из дома, чтобы не рисковать здоровьем, и согласны работать за меньшие деньги.
Летом на рассмотрение в Государственную Думу был направлен законопроект «О внесении изменений в ТК РФ в части регулирования дистанционной и удаленной работы», который позволит защитить права работников. Так что теперь все серьезно — наконец-то мы почувствовали, что живем в эпоху цифровизации. А вот как описывают свою удаленную работу трудящиеся столичных организаций…
Екатерина Косых, редактор: «В начале весны торговые сети стали массово распродавать товары, предчувствуя падение покупательской активности. Скидки были такие, что я не удержалась и полностью обновила гардероб. Потом мы все сели дома на какой-то период времени, а меня так и совсем перевели на удаленную работу, и я начала без движения набирать вес, как и многие. Теперь мне некуда ходить, негде носить мои красивые шмотки и украшения, и желания держать себя в форме почти нет. Летом пробовала вернуться к прежним активностям — много гуляла, бегала в парке, но это все не то. Когда ты каждый день ездишь на работу и по каким-то делам, общаешься с людьми, ты мотивирован хорошо выглядеть. А когда только спишь, ешь и работаешь, ты не мотивирован вообще. Дни пролетают бездумно и бесцельно — все меньше энергии на действия. Много обязанностей и визуальная оценка окружающих — это серьезный стимул. Я этого лишилась и как будто потеряла важную часть себя. А сейчас вообще холодно, неделями не выхожу из дома. Стараюсь взять себя в руки, но получается плохо. Мечтаю полноценно вернуться в строй».
Сергей Соколов, сотрудник телекоммуникационной компании: «В удаленной занятости вообще не вижу минусов, готов так работать всегда. Вот только если семья большая и много домашних животных тогда для комфортной деятельности нужен отдельный кабинет, а лучше съемная дача. Когда работаешь с 9.00 до 18.00 удаленно, можно все успевать — спортом заниматься, культурно развиваться, с близкими активно общаться. Правда, у меня так не получается…
Надеюсь, что обратной дороги уже не будет, и 50% офисных сотрудников останутся дома. Что же касается контроля за их деятельностью… Это как раз тест для каждого — насколько ты самодостаточен и способен организовать свой рабочий день».
Александр Яблоков, доцент МГУПП: «Сейчас занятия в вузах проходят удаленно и для образования — это катастрофа. Через экран монитора невозможно получить обратную связь, я не вижу понимают ли студенты то, о чем я рассказываю. Они там вообще расслаблены и, возможно, не дома. Для освоения материала нужна соответствующая обстановка, определенный настрой, все это возможно только в учебном заведении. Лежа на диване физику не освоишь. В аудитории ты можешь посадить студента перед собой и заставить разбираться, а на удаленке — полная профанация. А как проводить лабораторные? На занятиях проще проверять работы и сразу показывать, где ошибки, а по электронной почте… Когда у тебя 8 групп и в каждой по 25-30 человек!»
Ирина, зам. начальника отдела снабжения: «Лично мне удаленно очень хорошо работается. Просыпаюсь, включаю компьютер — и я уже на работе. Но нет бесконечного потока людей, постоянно звонящих чужих телефонов, на тебя не выплескивают ненужные эмоции — ничего не отвлекает. Моя продуктивность дома намного выше. К тому же я работаю, когда именно мне удобно, и часто не смотрю на время, даже перерабатываю, но не напрягает — в удовольствие. Но это одна сторона медали…
У нас на удаленную работу отпускали далеко не всех — мы «выбивали», можно сказать. Сейчас я и другие сотрудники уже вернулись в офис. Так вот, когда мы вышли, то обнаружили, что остальные, оставшись без нашего контроля, допустили столько ошибок… Да таких! И это уже непоправимые ошибки. В строительстве! Я тебе назову цифру убытков, которые за этим последовали, ты только ее не указывай… Понятен масштаб, да?»
Виктор, программист: «Был бы я начальником, смотрел бы не на то, сколько времени сотрудник проводит за компьютером, а на конечный результат. Но я не начальник, а в своем направлении буквально первопроходец. А это значит, что сейчас мне даже данные взять негде, чтобы их переработать и представить руководству. Я должен создать сам. И вот, бывает, ночами работаю — пытаюсь найти решение, но его пока нет. Хотя для моей деятельности это нормально. Но только, когда я был в офисе, все видели, что я трудился — думал. А сейчас сижу дома, результата все нет, но неясно работаю ли я на самом деле. Конечно, такой расклад некомфортен для всех.
Взаперти сидеть скучно, обязательно нужно заставлять себя гулять. Не хватает офисной мебели. Грамотно оборудованного рабочего места дома не было, от долгого сидения за компьютером очень болела спина. Пришлось купить правильное кресло. Зато теперь я успеваю съездить куда нужно по личным делам и поработать».
Подготовила Карина Мурадян
Фото: Pixabay.com