Россия
27 апреля 2016 Соискателям, Новости трудоустройства
О том, как на рынок труда влияет кризис, мы пишем регулярно. Cокращения в компаниях, уменьшение числа вакансий, выросшая конкуренция среди соискателей — это, конечно, очень важные и заметные перемены. Но далеко не все. Меняется сам алгоритм поиска работы и сотрудников, и «виной» тому отнюдь не кризис. «Работа для вас» изучает тренды. Текст: Тамара Арутюнян
Джоб-сайты, печатные издания по трудоустройству, ярмарки вакансий, через знакомых, прямое обращение к работодателям (обзвон и рассылка резюме или даже «обход») — все это вполне традиционные способы поиска работы. Пару лет назад казалось, что скоро их серьезно потеснят социальные сети, но пока революции не произошло, хотя «Фейсбук», «ВКонтакте» и специальные профессиональные соцсети действительно помогли многим найти работу.
Узнать о вакансиях, выйти на представителя интересующей компании, донести до всех знакомых и малознакомых информацию, что вы ищете работу, завести новые профессиональные знакомства, презентовать свои достижения — в соцсетях можно многое. С другой стороны, не забывайте, что на вас могут охотиться, даже когда вы не думаете о смене работы. «Социальные сети активнее стали использовать рекрутеры в погоне за неактивными кандидатами, — говорит Анна Цейтлина, ведущий консультант Alex Primus Executive Search, член НП «Эксперты рынка труда». — К социальным сетям добавились people-агрегаторы — это софтверные решения, позволяющие собирать информацию о потенциальных кандидатах из всех открытых источников и объединять ее в единый профиль». Антон Куприянов, управляющий партнер, Royal Search, член НП «Эксперты рынка труда» также отмечает, что работодатели стали активнее использовать социальные сети — в погоне за лучшим кандидатом, стремясь выйти на него первым или сэкономить время на его поиске.
Пока соцсети — это лишь один из инструментов поиска, наряду с другими. И больше шансов найти таким образом работу у профессионалов с опытом, с «друзьями» из профессиональной среды, и особенно людям творческим или айтишникам. Добавим еще, что сами рекрутеры регулярно напоминают, что активность в соцсетях может не только помогать, но и вредить трудоустройству. Слишком «расслабленные» фотографии, агрессивные высказывания, увлечение ненормативной лексикой не понравятся потенциальному работодателю. В общем, начиная поиск работы, хорошо бы взглянуть на свою страничку его глазами и просто убрать все лишнее.
Мечта каждого кандидата: не ездить по собеседованиям, а все вопросы с рекрутерами обсуждать прямо из дома. Казалось бы, Skype должен был эту мечту исполнить. Но, как отмечают сами рекрутеры, он, хотя и вошел в повседневную практику отбора, имеет свои недостатки и никогда не вытеснит полностью личные встречи.
«Я довольно часто провожу собеседования по Skype, — говорит Екатерина Тихвинская, директор по персоналу ЗАО «Упонор Рус». — Использую его на первом интервью с кандидатами из удаленных регионов. Но качество связи довольно часто не позволяет хорошо слышать или видеть кандидата, это препятствует нормальному проведению собеседования. Также при отборе очень важен личный контакт с кандидатом, а Skype, к сожалению, не может его обеспечить».
Михаил Балакин, член совета компании «Ратепп» также отмечает, что Skype не дает полной картины: «У меня был опыт проведения таких собеседований, но сейчас мы практически от них отказались. Skype-собеседования уместны, если и работа потом будет удаленная. Или если нужно удешевить подбор. Но когда работа предполагается «очная», то интервью по Skype — не лучший вариант. Оно не дает достаточно информации о кандидате, ограничивает возможности для анализа».
В ТК РФ всегда существовала норма о запрете дискриминации в сфере труда, в том числе о том, что нельзя устанавливать преимущества или ограничения при приеме на работу в зависимости от пола, национальности, возраста, места жительства кандидата и т. п. Но на деле, много лет работодатели в объявлениях с легкостью писали: «требуется секретарь — девушка до 30 лет» или даже «приглашаем водителей — русских, до 45 лет, с постоянной регистрацией в Москве». В 2013 году законодатели решили наконец положить этому конец и запретили указывать в вакансиях подобные требования.
Реакция работодателей и даже самих соискателей была разной: кто-то обрадовался, а кто-то, наоборот, решил, что это все только усложнит. «Да, в объявлениях прямо писать не будут, но на деле всех неподходящих отбракуют под какими-нибудь благовидными предлогами, и они только время потеряют», «Отлично, теперь на должность вышибалы в ночном клубе может претендовать девушка лет 18, и придется объяснять, почему ее не взяли» — вот пара примеров такой реакции.
Времени с момента запрета прошло немало и к нему, похоже, привыкли. Но сыграл ли он какую-то роль, оздоровил ли рынок труда? «Введение этой нормы сыграло положительную роль, — считает Анна Цейтлина. — Это позволило фокусироваться в первую очередь на профессионализме, а не на формальностях, мешающих в поиске сильных специалистов». Но Антон Куприянов думает иначе: «Отсутствие данных о возрасте и половой принадлежности в вакансии, к сожалению, не облегчает для социально уязвимых слоев населения процесс поиска работы».
Но, как минимум, отсутствие в вакансиях навязчивых упоминаний о возрасте (или других дискриминационных требований) позволяет кандидатам оптимистичнее смотреть на перспективы своего трудоустройства, не сомневаться лишний раз в своей востребованности. Не нужно также раздумывать над вопросом: «Если в объявлении написано «до 40 лет», а мне 43 — высылать резюме или нет?» А раньше ведь кандидаты даже извинялись в сопроводительных письмах, что не подходят по возрасту.
На рынке труда, как принято считать, есть несколько проблемных категорий соискателей, к которым многие рекрутеры относятся настороженно. Это, например, «летуны» — кандидаты, которые часто меняют работу. Дауншифтеры — люди, которые отказались от карьеры, переходят с более высокой должности на менее значительную или делали длительный перерыв в работе, чтобы просто отдохнуть. Нередко к проблемным относят и бывших предпринимателей, которые решили пойти в наемные сотрудники.
Изменилось ли в последнее время отношение эйчаров к этим категориям кандидатов? Ведь их становится больше, а значит, работодатели уже не могут просто скинуть этих соискателей со счетов. Кроме того, на рынок труда выходит (вернее, уже вышло) новое поколение, которое выросло в сытые времена и относится к построению карьеры не так серьезно, как их родители. Они легче меняют работодателей, профессии, даже страны, не вписываются в образ идеального кандидата и не заботятся о том, чтобы их резюме выглядело безупречным в глазах рекрутера.
Как показал анализ ситуации, пока настороженное отношение к кандидатам со сложной трудовой биографией по большей части сохраняется. «Отношение к «летунам», дауншифтерам не изменилось, — считает Антон Куприянов. — Так как, по общепринятому мнению, эти категории сотрудников приносят мало пользы компании. Сотрудники с предпринимательским опытом, наоборот, могут быть полезны для компании в кризисное время — они знают стоимость рабочего времени и цену результата. Главное, чтобы этот самый результат у них в предпринимательской практике был, а еще лучше — положительный». Анна Цейтлина убеждена, что во многих случаях компании готовы закрыть глаза на некоторые моменты в резюме человека, если видят перед собой профессионала. «Хотя подобный контингент специалистов остается потенциально «рисковым» приобретением для компании», — добавляет она.
Отметим тут два важных момента. Во-первых, рекрутеры ценят кандидатов с понятной мотивацией. Например, если соискатель может четко объяснить, почему его устраивает меньшая должность и зарплата, или почему он больше не хочет заниматься своим делом. Во-вторых, даже с самой запутанной трудовой историей можно найти своего работодателя. Но, скорее всего, на это потребуется больше времени и настойчивости.
Ищите работу вместе с сайтом RDW.RU и газетой «Работа для вас»! Только проверенные вакансии, актуальная информация о рынке труда, советы экспертов.
Каждый понедельник и четверг спрашивайте свежий номер «Работы для вас» в газетных киосках или читайте онлайн.