Россия
11 августа 2017 Соискателям, Новости трудоустройства
Часть кандидатов обижается, если им не перезванивают в случае отказа: «Сообщите, чтобы я не ждал и не надеялся». Другие признаются, что им не хочется выслушивать плохие вести. В каких же случаях рекрутеры готовы звонить или писать «отказникам» и как они это делают: пользуются обтекаемыми фразами или честно объясняют причины? И как кандидаты реагируют на отказ?
Екатерина Тихвинская, директор по персоналу ЗАО «Упонор Рус»:
Сообщать человеку, что он не прошел, не самое приятное занятие. Отказывать всегда неприятно. Я обычно пишу сообщение по электронной почте или сообщаю через агентство. Стараюсь давать правдивый ответ, но так, чтобы не обидеть человека. Мне кажется, кандидатам нужно знать правду, чтобы учесть при собеседованиях с другими работодателями. Если пишешь письмо с отказом, мало кто отвечает. Было несколько случаев, когда кандидаты перезванивали и пытались изменить точку зрения компании, спорили, но успеха в этом не добились.
Анастасия Бурова, руководитель HR-направления компании «Сентинел Кредит Менеджмент»:
Если мы говорим о форме отказа, здесь следует брать во внимание, на каком этапе собеседования находится кандидат. Если он прошел один этап и HR принял решение не показывать его дальше, скорее всего, форма отказа будет шаблонная, так как это экономит время и чаще все отправляется со специальной программы. Если же мы говорим о финальных этапах и мы прошли с кандидатом огонь, воду и медные трубы, скорее, ему позвонят и смогут дать более развернутую информацию о причине отказа.
Юлия Ряжеская, ведущий менеджер по подбору и адаптации персонала сети салонов итальянской обуви ALBA:
Это зависит от должности и от того, о чем договорились с кандидатом. Если это массовый подбор, можно использовать фразу: «В случае принятия положительного решения, мы свяжемся с вами завтра до 12.00, в случае отрицательного — звонка не последует». В таком случае кандидат знает, что если ему не перезвонят в определенное время, значит, он не прошел собеседование и не будет надеяться. В случае точечного подбора я звоню, а если не дозваниваюсь, отправляю отказ по почте. В основном использую стандартную форму отказа, но если кандидат уточняет причину, максимально корректно объясняю, почему мы приняли такое решение. В большинстве случаев реагируют на отказ нормально, благодарят за встречу, но бывают исключения. Все зависит от культуры и воспитания кандидата. Но при любом решении необходимо помнить, что мы всегда нацелены на долговременное сотрудничество, и если кандидат не подошел на одну вакансию, в будущем мы сможем предложить ему другую, возможно, еще лучшую вакансию. Поэтому прощаться нужно хорошо — как кандидату, так и работодателю.
Людмила Попова, руководитель службы персонала, ООО «Русский рыбный мир»:
В компаниях с развитой корпоративной культурой каждому кандидату на топовые позиции в случае отказа принято отправлять письмо. Как правило, причину формулируют обтекаемо («Мы остановили выбор на другой кандидатуре») и желают удачи. А кандидатов на линейные позиции на собеседовании обычно сразу предупреждают: «Мы перезвоним, только если вы нас заинтересовали, в случае отрицательного решения звонка не будет».
Марина Кострыкина, директор агентства детских праздников «Седора»:
Когда поток кандидатов большой, у рекрутера не всегда есть возможность позвонить и сказать, что вы не подошли. Но если было всего три-пять кандидатов, сообщить не составляет труда. Бывает, что отвечают по e-mail, но и это не всегда, ведь найти ваше письмо в почте, если в день приходят десятки откликов от кандидатов, очень сложно. Если вам хочется определенности и важно узнать ответ в течении какого-то срока, договоритесь с рекрутером о том, что вы сами ему позвоните и спросите о результате. Главное — уточните, когда это можно сделать. Есть компании, которые неделями смотрят кандидатов и принимают решение.
Я считаю, что в таких вопросах нет места обтекаемым фразам. Если человек не подошел, он имеет право знать, по каким именно причинам, чтобы получить возможность избежать подобных ошибок на других собеседованиях либо доработать и подтянуть ту сферу, в которой он проигрывает другим конкурентам.
Елена Романцова, независимый HR-консультант:
Несмотря на нехватку времени, считаю необходимым уведомить кандидата, что он не подошел. Это может быть как телефонный звонок, так и сообщение по электронной почте. Отказ в приеме на работу может быть только по деловым качествам, то есть человек не устраивает нас именно потому, что не справится с предлагаемой работой, либо, наоборот, слишком квалифицирован. Стараемся всегда объяснить так, чтобы у кандидата не возникло обиды или же ощущения, что он непригоден. Всегда можно дать совет о направлении дальнейших поисков или о том, каким образом необходимо подкорректировать резюме, чтобы сделать акцент на действительно сильных сторонах, чтобы подходящая работа нашла своего претендента. Реагируют по-разному, но это жизнь. Лично я при поиске новой работы всегда рада обратной связи. Важно понимать, что не так. Поэтому, на мой взгляд, нужно относиться к отказу лишь как к ступени для дальнейшего развития и понимать, что твое место обязательно ждет тебя.
Ищите работу вместе с сайтом RDW.RU и газетой «Работа для вас»! Только проверенные вакансии, актуальная информация о рынке труда, советы экспертов.
Каждый понедельник и четверг спрашивайте свежий номер «Работы для вас» в газетных киосках или читайте онлайн.