Россия
11 ноября 2016 Соискателям, Новости трудоустройства
Спрос на курьеров в Москве остается на высоком уровне, а в декабре, перед праздниками, он должен достичь пиковых значений. Вариантов трудоустройства сейчас много, правда, есть одно но: все меньше становится предложений с фиксированной оплатой и все больше работодателей предпочитает платить по принципу «что потопали, то и полопали». Подробнее в специальном обзоре «Работы для вас». Текст: Тамара Арутюнян
Вакансий для курьеров в Москве по-прежнему много — на начало ноября таких предложений на сайте Rabota.ru было около 700. Но качество их изменилось.
«Значительного сокращения вакансий курьеров на рынке не наблюдается, — говорит Мелине Григорян, консультант по подбору персонала КА «Империя кадров», член НП «Эксперты рынка труда». — Однако в последнее время работодатели зачастую готовы платить только по факту выполнения заказов, то есть по схеме: «сколько отвез, столько и получил».
Отслеживая состояние рынка труда не первый год, мы видим, что меняется структура предложений. Например, заметно меньше стало вакансий так называемых офисных курьеров. Мелине Григорян дает этому простое объяснение: «Сейчас большой популярностью пользуются именно курьерские службы, так как для компаний это менее затратно, чем брать курьера к себе в штат на оклад».
Кроме того, этой осенью мы отметили, что количество вакансий для водителей-курьеров впервые превысило число предложений для пеших курьеров. С нами согласна и Мелине Григорян: «Водители-курьеры сегодня, пожалуй, самая востребованная категория. Это связано в том числе с увеличением на рынке числа интернет-магазинов. Причем от кандидатов на эту должность не обязательно требуется наличие личного транспорта. Например, крупные интернет-магазины имеют свои брендированные автомобили, что, кстати, частично решает и маркетинговые задачи».
По данным «Работы для вас», RDW.RU, Rabota.ru
Если ориентироваться на вакансии, размещенные на джоб-сайтах, зарплата пеших курьеров за последние полгода выросла где-то на 5-7%. Но, похоже, объяснение тут самое простое — оплата чаще всего сдельная, а в объявлениях работодатели не стесняясь пишут доход, возможный только при максимальной нагрузке. Мелине Григорян считает, что средняя зарплата пешего курьера в Москве на текущий момент варьируется от 20 до 35 тысяч рублей: «При этом она может быть как «белой», так и «серой» и даже «черной». Часто доход курьера формируется в зависимости от выполненных за день доставок и их сложности. Так, за доставку одного легкого груза ставка может быть равна 100 руб., тяжелого (до 10 кг) — 200 руб. Где-то выплаты производятся два раза в месяц, где-то они ежедневные. Есть также варианты, когда выплачивается гарантированный оклад за выход плюс оплата за количество доставок, и тогда в среднем за день курьер получает 1500 рублей». Предложений с фиксированной оплатой, не зависящей от числа доставок, мало, и сами оклады в таком случае редко когда превышают 25 тысяч.
Зарплаты водителей-курьеров, которые работают на автомобиле компании, также не очень высоки. Например, в службах доставки еды они зачастую стартуют от 20 тысяч плюс «чаевые», которые на деле бывают далеко не всегда. Используя собственную машину, можно заработать больше, но в этом случае нужно учитывать затраты на амортизацию. Сами сотрудники, работавшие в доставке еды или в интернет-магазинах, оставляют крайне противоречивые отзывы. Одни говорят, что зарабатывали порядка 2500—3000 руб. за день, при этом сами выбирали удобный график и работали в одном районе или округе. Другие жалуются, что выше 2000 руб. почти не поднимались, заказы поступали неравномерно, а после общения с вечно недовольными клиентами больше в доставку ни ногой.
Как и практически в любой области, в трудоустройстве на должность курьера встречаются свои «подводные камни». К сожалению, на рынке труда еще есть объявления мошенников и недобросовестных работодателей. Например, с предложениями работать курьером-регистратором, оформляя на себя компании. Об этом говорилось не раз, но все-таки напомним, что человек, который официально является владельцем компании, несет ответственность за ее деятельность. Поэтому такие предложения мы советуем отсекать сразу.
Еще один важный момент — нередко в вакансиях, адресованных водителям-курьерам на личном автомобиле, мы видим, что работодатель предлагает оформление не по ТК, а по гражданскому договору. Работать по гражданскому, а не трудовому договору, конечно, можно, но нужно и помнить, что на такого сотрудника не распространяются положения трудового законодательства, в том числе ему не положен оплачиваемый отпуск и больничный.
По данным «Работы для вас», RDW.RU, Rabota.ru
Andrey:
Долго не могу устроиться курьером. Часто меня не берут туда, куда хочу. Почему так? Мне 35 лет, опыт курьером 12 лет. Могу показать резюме, если кому интересно.
Алкарель:
Не могу сказать, почему не берут конкретно вас, но расскажу, почему отказывала другим кандидатам. Был случай с человеком вашего возраста с высшим образованием. На мой вопрос, что вас заставило пойти работать курьером, а не по специальности, мне был дан ответ, что он хочет заработать денег и открыть личное дело в сфере ТО автомобилей. К слову скажу, что зарплату пешему курьеру мы даем чуть выше средней по Москве. Другому кандидату (тоже с высшим образованием) хотелось работать недалеко от дома, потому что лень добираться куда-либо. Но при этом он претендовал на должность именно пешего курьера. Может, вы как-то неправильно себя преподносите?
Работунша:
Откровенно скажу — мужик в 35 без семьи и детей уже наводит на мысли. Ну, а уж курьером быть в 35 — это вообще за гранью. Ремонтами бы занимались или на стройке работали: и денег больше, и возможностей. У меня от вашего резюме создалось впечатление полного, простите, оболтуса.
Andrey:
Стройку не люблю, мне нравится работа курьера. За гранью? Это вы так считаете, а я считаю для себя нормальным то, чем я занимаюсь.
Rajnochka:
Если бы у нас была вакансия курьера, я пригласила вас побеседовать. Но почему вы хотите быть курьером с зарплатой в 20 тысяч? На такую зарплату в Москве семью трудно прокормить, если вы ее, конечно, планируете создавать. А если нет, то почему? И в таком возрасте пора иметь достижения. Мужчины амбициозны, а вам ничего не нужно, почему? Если бы получила исчерпывающие ответы на эти вопросы, пригласила бы на работу. Просто непонятна мотивация.
Работунша:
Андрей, у вас в резюме написано, что последние полтора года были только разовые подработки, деньги вам особо не нужны. Так откуда возьмется ответственность? По-моему, на такую работу лучше взять пацана 16 лет, который хочет заработать и успеет к восьми клиентам, чем того, кому ничего не надо, и он успеет к трем. А потом будет нарастание жалоб и отток клиентов.
HR-менеджер:
Один курьер не так давно на собеседовании рассказывал мне про случившийся у него понос, после встречи с друзьями, из-за которого он не смог выйти на работу. И жаловался, что не понимает, почему его никто не берет на работу...
Хотите получить совет по трудоустройству? Столкнулись со сложностями при поиске работы? Не уверены, что правильно составили резюме, или не знаете, что отвечать на вопросы рекрутеров? Вам готовы помочь наши эксперты рынка труда.
Звоните 16 ноября с 15 до 17 ч. на «горячую линию», организованную «Работой для вас», по телефону (495) 956-86-21 (звонки бесплатные).