Россия
02 июня 2014 Новости трудоустройства, Соискателям
Обычно «Работа для вас» пишет о том, как найти новую работу, но сегодня мы решили напомнить, что и со старой нужно прощаться по-хорошему, ведь от этого во многом зависит ваше будущее трудоустройство. Текст: Тамара Арутюнян
«Как я рада, что наконец оттуда уволилась! Напоследок я все высказала своей начальнице. Она меня сама спровоцировала — сказала, что с моим характером я нигде долго не задержусь. Вот я и выплеснула все, что накопилось, мы даже покричали немного. Когда вышла из кабинета, сразу поняла, что коллеги все слышали. Ничего, зато после этого я почувствовала такую легкость», — рассказывает Ольга на одном из форумов. Или вот такая история: региональный представитель уволился, забрав деньги с электронного кошелька, куда ему перечислялись суммы на текущие расходы. Руководитель среагировал на это так: «Ладно, мы-то обойдемся. А он сам, где собирается потом работать? Я его обратно не возьму, мои знакомые не возьмут, рынок маленький, и куда он пойдет?»
Оба «героя» действовали по принципу: «Раз я тут больше не работаю, то и церемониться не стоит», не учитывая, что бывшие работодатели вовсе не исчезают из нашей трудовой биографии навсегда. Именно они, бывшие, превращаются в строчки резюме. Именно к ним обращаются рекрутеры за рекомендациями. Именно они становятся (или не становятся ) полезными профессиональными связями. Добавьте к этому «черные списки», которые ведут не только разозленные сотрудники, но и обиженные работодатели (в Сети, например, можно без труда найти «реестр» курьеров, которые однажды исчезли вместе с деньгами или вверенным товаром). А можно еще попасть в неприятную ситуацию, неожиданно столкнувшись с прежним руководителем или коллегами на новой работе.
Так стоит ли поддаваться эмоциональному порыву или лучше сделать так, чтобы вас запомнили как хорошего специалиста и человека делового и разумного?
«Я работала в одной небольшой западной компании и перед увольнением любого сотрудника генеральный директор приглашал побеседовать. Расспрашивал о причинах ухода, что не устраивало, многим предлагал остаться. Когда я написала заявление по собственному, он позвал и меня. Признаюсь честно, было приятно, что моим мнением интересуются, да еще и сам гендир. Только много позже я узнала, что это такая практика в западных компаниях, называется «выходное интервью», — вспоминает Татьяна, офис-менеджер.
Собеседование при увольнении принято не только в западных компаниях. Процедура эта полезна прежде всего для самого работодателя, который хочет избежать текучки кадров и узнать о скрытых проблемах. Все логично, ведь увольняющийся, скорее всего, без боязни расскажет о тех недочетах, которые он видел в компании, или о том, что «Петр Петрович — не очень сильный руководитель и в отделе его не уважают». Проводить такое собеседование может и начальник, и представитель отдела персонала. Вопросы самые разные: от «Что бы вы поменяли в работе отдела?» до «Куда, вы говорите, уходите? И что — там больше платят?»
Откровенничать или нет? Тут однозначного ответа дать нельзя. Возможно, разговор начистоту позволит вам сохранить эту работу, а может, вас просто используют.
Так что же нужно сделать при увольнении, чтобы и память о себе оставить хорошую, и ни о чем важном не забыть. Вот примерный план действий.
Предупредить о своем уходе заблаговременно. Например, при увольнении по собственному желанию это (по закону) нужно делать за две недели, но на практике для каких-то должностей это слишком короткий срок, чтобы передать дела, а в каких-то случаях вас готовы отпустить хоть на следующий день. И не забудьте предупредить коллег, которые работают с вами в одной связке.
Завершить и передать дела. «N ушла и не оставила контактов, документы куда-то пропали, звонят ее клиенты и спрашивают про заказ, а я не знаю, что ответить» — такую память о себе лучше не оставлять. Дела нужно передавать конкретному коллеге, кому именно — должен сказать руководитель. А если вы участвовали в каком-то проекте, то хорошо бы, завершить его, если не полностью, то хотя бы подвести промежуточные итоги. Будущие работодатели всегда будут оценивать результаты вашей работы, а не просто участие, которое закончилось ничем.
Запастись рекомендациями. Если у вас в компании есть практика предоставления рекомендательных писем — отлично. Если нет, нужно договориться, что ваш бывший начальник и/или коллеги не против, если вы их назовете в качестве рекомендателей.
Обменяться контактами. Не забудьте взять с собой контакты коллег: это ваши профессиональные связи. И оставьте свои.
Забрать все нужные документы. Трудовую книжку, само собой. Кстати, проверьте правильность записей в ней: даты, название должности, наличие печати и подписи, основание увольнения, чтобы вам случайно не вписали компрометирующую статью. Кроме трудовой нужно взять справку 2-НДФЛ и о доходах за последние два года. Выдавать такие справки работодатель обязан в течение трех рабочих дней, так что запрашивайте их в бухгалтерии заранее.
Попрощаться с коллективом. Не уходите молча, даже если у вас не сложились приятельские отношения с коллегами или вам просто хочется, чтобы все быстрее закончилось. Скажите что-нибудь приятное, например, «Я благодарен за время работы с вами, я многому у вас научился», или «Мне нравилось с вами работать, здесь была отличная атмосфера». Или разошлите прощальное письмо, сейчас это принято. Тортик или даже небольшой фуршет (осторожнее с алкоголем) — на ваше усмотрение.
Инна Константинова, руководитель группы консультантов «АНКОР Медицина и фармация», Уфа:
Давайте рассмотрим вариант увольнения, когда сотрудник уходит «в никуда». Причины для принятия такого решения могут быть разными: неинтересные задачи, низкая зарплата, некомпетентный руководитель, неблагоприятная атмосфера в коллективе, невозможность продвижения по карьерной лестнице и т. д. В этой ситуации сотруднику хочется все бросить и написать заявление об увольнении. Но нужно четко понимать, какие возможны последствия.
Практически все работодатели на первом же собеседовании просят обосновать причину ухода с предыдущего места работы, и если кандидат не может дать четкий ответ на этот вопрос, то ему могут отказать. Поэтому, прежде чем принимать решение об увольнении, нужно еще раз взвесить все «за и против» и подумать заранее о том, что вы будете отвечать на вопрос о причинах ухода.
Если же вы все-таки решились на такой поступок, постарайтесь в порыве эмоций не наломать дров. Постройте ваш разговор с руководителем в позитивном ключе. Будьте дипломатичны, обязательно поблагодарите компанию за совместное сотрудничество и приобретенный опыт. По возможности предупредите вашего работодателя об увольнении заранее, чтобы у компании было больше времени на поиски нового сотрудника, а вы могли спокойно завершить дела. Постарайтесь сохранить хорошие отношения с коллегами и начальником. Завершите текущие проекты, сдайте дела в срок. Часто широкий профессиональный круг на деле оказывается узким, и вполне вероятно, что вы еще встретитесь с бывшими коллегами и руководителем, поэтому первое правило любого увольнения — не сжигать мосты!
И постарайтесь не принимать спонтанные решения об увольнении, пока не получите интересные предложения.
Хотите получить совет по трудоустройству? Столкнулись со сложностями при поиске работы? Не уверены, что правильно составили резюме, или не знаете, что отвечать на вопросы рекрутеров? Вам готовы помочь наши эксперты рынка труда.
Звоните 4 июня с 15 до 17 ч. на «горячую линию», организованную «Работой для вас», по телефону (495) 956-86-21 (звонки бесплатные).