Россия
03 октября 2014 Соискателям, Новости трудоустройства
Официальные сообщения о привлечении иностранных пилотов к работе в России наводят на мысль, что своих специалистов у нас явно не хватает. А как с другими сотрудниками авиакомпаний и аэропортов — бортпроводниками, теми, кто принимает багаж, регистрирует пассажиров, готовит воздушные суда к вылету? Они тоже в дефиците? Ответы на эти и другие вопросы — в специальном обзоре «Работы для вас». Текст Любовь Чернышева
«Да, авиаперевозчики сейчас действительно переживают кадровый кризис: в дефиците летные и инженерные специалисты, — подтверждает Анастасия Мирошниченко, генеральный директор консалтинговой компании «Авиаперсонал». — Авиакомпании ищут оптимальные пути решения проблемы. Один из них — привлечение командиров воздушных судов из-за рубежа. Первые иностранные пилоты уже приступили к работе в российских авиакомпаниях». Этот вариант позволяет решить проблему в ситуации, когда квалифицированный специалист нужен, что называется, «еще вчера». Авиакомпании активно развивают свой парк, и им необходимы уже готовые опытные командиры, «заточенные» под конкретный тип приобретаемых воздушных судов. Так, например, компания «Аэрофлот — российские авиалинии» сейчас ищет командиров на «боинги-737, 777», воздушные суда типа А320, А330, SSJ. Кроме специального образования кандидаты должны иметь свидетельство линейного пилота‚ допуск на тот тип, на котором планируется выполнение полетов, и налет в качестве командира такого судна не менее 500 часов. Также необходимо знать английский язык не ниже четвертого уровня по шкале ИКАО.
С инженерами и авиатехниками в авиакомпаниях ситуация примерно такая же, как и с пилотами, если не хуже. По данным корпорации Boeing, к 2031 году в России и СНГ нехватка инженерно-технического персонала достигнет 18 100 специалистов, а нехватка пилотов — 11 900 человек.
Привлечение иностранных командиров, конечно же, не единственный способ решить проблему нехватки летных кадров. Еще один вариант — сотрудничество авиакомпаний с вузами, которые готовят необходимых специалистов. В «Трансаэро», например, действует программа первоначальной летной подготовки для выпускников Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации. В компании также стажируются студенты Московского государственного технического университета гражданской авиации, Московского авиационного института. Многие из выпускников этих вузов потом приходят в «Трансаэро» на работу.
Найти кандидатов на должности бортпроводников авиакомпаниям значительно проще в первую очередь потому, что сегодня, как, впрочем, и всегда очень многие молодые люди мечтают об этой овеянной романтикой профессии. Конкурс на место в группе первичного обучения, которое организуют авиакомпании для новичков, бывает достаточно высоким. Но перед тем как приступить к занятиям, рассчитанным на два-три месяца, кандидатам необходимо пройти серьезную врачебно-летную экспертную комиссию, безжалостно отсеивающую тех, у кого есть проблемы со здоровьем.
После первичного обучения бортпроводник становится сначала стажером, затем — бортпроводником третьего класса. Года через два он может дорасти до должности старшего бортпроводника, а еще через некоторое время — бортпроводника-инструктора. Следующая возможная ступенька его карьерной лестницы — место начальника службы бортпроводников.
Сотрудники «Авиаперсонала» рассказали, что разработали для себя формулу «О3», позволяющую подбирать соответствующих требованиям авиакомпаний кандидатов на должности бортпроводников. «О3» — это образ внешний, образ внутренний и образ профессиональный. Другими словами, оценивая своих будущих стюардесс и стюардов, работодатели в первую очередь обращают внимание на их внешность и правильность речи, затем — на личностные качества и далее — есть ли у кандидата необходимые профессиональные качества, например, владеет ли он английским языком.
Доход бортпроводника сегодня зависит от нескольких факторов — налета часов, ночных рейсов и полетов в праздничные дни, количества допусков к работе на воздушных судах разного типа. В среднем бортпроводники, работающие в авиакомпаниях уже не первый год, получают 60—65 тысяч рублей.
По данным «Работы для вас», RDW.RU, Rabota.ru
Особых проблем нет и с подбором сотрудников, которым предстоит работать с пассажирами в аэропортах: агентами стоек регистрации, специалистами по досмотру пассажиров и багажа. «Текучесть кадров здесь выше 20%, заработная плата чуть ниже, чем у стюардов, но желающих получить такие вакансии достаточно», — говорит Анастасия Мирошниченко. Проще же всего, пожалуй, сейчас устроиться на должность грузчика-механизатора или специалиста по обливу воздушных судов противообледенительной жидкостью. Желающих занять такие вакансии немного в первую очередь потому, что работа на перроне аэропорта — это достаточно тяжелый труд в любую погоду.
Юлия Иващенко, бортпроводник: «Во время трудоустройства бортпроводника ждет несколько собеседований. Могу рассказать, как я их проходила. Первый этап — спрашивают, почему пришел в авиацию, где живешь. Если живешь далеко — как будешь добираться? Потом у нас были психологические тесты из серии «Нарисуй себя». Я решила выделиться и изобразила себя в форме на фоне аэропорта и взлетающего самолета. Затем надо было представить, что ты официант, и клиент говорит тебе: «Вы такая неуклюжая!» или «С вашей внешностью официантом работать нельзя». Нужно было написать, что ты ответишь такому человеку. Плюс были всякие опросники, например, «Я люблю людей, которые...» или «В работе я не люблю...» А еще просили продолжить фразу: «Моя самая большая слабость — это...» Я написала: «любовь к сладкому». В конце — проверка английского по схеме: аудирование — грамматика — интервью. Короче, все несложно».
Филипп Шутков, представитель авиакомпании: «Я начал работать представителем еще когда был студентом. Учился на заочке, но в принципе и с дневным отделением можно устроиться, если удастся договориться, чтобы дневных смен у вас был минимум. А так самый распространенный график у нас — сутки через трое. Новичкам сначала предлагают вакансию агента на линии регистрации. Командировки крайне редкая штука, так как служба пассажирских перевозок в основном базируется в аэропорту».
Василий, авиатехник: «Я в девяностых окончил училище, начал работать на Ту-154, Ил-62. Зарплата была более-менее. Думал, зачем дальше учиться, многие старые технари работают по 30 лет со средним образованием — и нормально. Потом — семья, дети, уже и учиться было как-то некогда, да и лень. А дальше зарплата все меньше и меньше по сравнению с ценами. И становилось на душе все тоскливей и тоскливей. Когда компания развалилась я нашел мало-мальски оплачиваемую работенку. Концы с концами еле сводили, мясо видели только по великим праздникам. И только через полгода такой жизни я начал задумываться: почему мы так живем, что я сделал в свои 40 лет, чтобы моя семья жила хорошо? Как это ни прискорбно — ничего я не сделал. И я снова пошел учиться, стал изучать английский с самых азов самостоятельно. Жена меня пилила почем зря, я по ночам сидел, но шел к своей цели. Трудно было, зато сейчас я авиатехник на А320-330».
Поможем найти работу! «Работа для вас» организовала собственную справочную по трудоустройству, звоните по телефону (495) 229-22-11, и мы бесплатно подберем вам нужную вакансию.