Россия
02 февраля 2015 Новости трудоустройства, Соискателям
Схема «мягкого увольнения» сотрудников, уже опробованная работодателями во время прошлого кризиса, похоже, получает второе дыхание. Сегодня компании вновь сталкиваются с необходимостью сокращать персонал, а уволенные сотрудники – с неизбежными поисками работы. Аутплейсмент (трудоустройство уволенных) дает возможность первым сохранить свой имидж, а вторым – не оказаться за бортом профессиональной жизни. Текст: Любовь Чернышева
Суть «мягкого увольнения» в том, что компании помогают своим попавшим под сокращение сотрудникам адаптироваться в новых для них обстоятельствах и, в конце концов, найти другую работу. Действуют в этом случае компании через кадровые агентства, в перечень услуг которых входит аутплейсмент. Работодатель оплачивает эту услугу, и для каждого из уволенных специалисты агентства разрабатывают собственную стратегию поиска подходящего места. Как правило, это целый комплекс различных мер: создание выигрышного резюме, подготовка рекомендательных и сопроводительных писем и плана самопрезентации, консультации по поводу реальной стоимости сотрудника на рынке труда, подготовка к собеседованию с работодателем с тщательной проработкой ответов на сложные вопросы и психологическая поддержка. По словам кадровиков, в результате 70-80 процентов уволенных сотрудников вновь находят работу.
Александра Наумова из KellyOCG говорит, что по сравнению с последним кварталом прошлого года в текущем январе в несколько раз увеличилось количество работодателей, обратившихся к ним по поводу карьерного консультирования и сопровождения сокращенных сотрудников. Но, несмотря на такую активность компаний, руководитель отдела по подбору персонала кадрового агентства «Зебра» Светлана Поликарпова советует всем, над кем реально нависла угроза сокращения, самостоятельно обратиться к своему руководителю с просьбой заказать для них аутплейсмент. «Как правило, компании идут на это, чтобы поддержать на рынке труда свою репутацию привлекательного работодателя, сделать процесс расставания для обеих сторон менее болезненным, а также обезопасить себя от риска, что обиженный сотрудник передаст известные ему коммерческие секреты конкурентам, — говорит Светлана. — Кроме того, «мягкое увольнение» — показатель того, что данный работодатель в курсе мировых тенденций: сейчас без данной услуги при увольнении сотрудников не обходится, пожалуй, ни одна из европейских компаний».
Еще один существенный плюс для предприятий отмечает Валентина Мишина, директор агентства «Отличные кадры». «Цивилизованно расставаясь с персоналом, компания обеспечивает себе лояльное отношение со стороны тех сотрудников, которые остались и продолжают работать на прежних местах, — считает Валентина. — Видя, как помогают сокращенным коллегам, они понимают, что в случае негативного развития событий их тоже не оставят один на один с жизненными трудностями. Как правило, в результате повышается производительность всего коллектива в целом».
В том, что «мягкое увольнение» действительно работает, убеждают реальные примеры, которые приводят кадровики. Светлана Поликарпова рассказала, в частности, о том, как к ним обратилась крупная логистическая структура с просьбой помочь расстаться с одним из менеджеров по продажам. «По словам его руководителя, молодой человек попал под сокращение из-за того, что не соглашался на «холодные» звонки потенциальным клиентам, так как прежде, до кризиса, это в его обязанности не входило, — рассказывает г-жа Поликарпова. — Когда я начала общаться с проблемным менеджером, стало понятно, почему он отказывался от «холодных» звонков, предпочитая иметь дело с теми, кто сам обращался в их офис. Оказалось, что молодой человек не умел четко и доходчиво излагать свои мысли. Как следствие — у него была очень слабая, на тройку с минусом, самопрезентация. В результате большую часть времени я потратила на психологическую поддержку этого кандидата. Мы с ним репетировали его поведение на собеседованиях с новым работодателем, «проигрывали» различные ситуации, оттачивали ответы на возможные вопросы. В итоге менеджер стал чувствовать себя гораздо увереннее тогда, когда требовалось объяснять и доказывать свою точку зрения. Через месяц он смог устроиться на новую работу».
Еще об одном случае, произошедшем во время прошлого кризиса, вспоминает Валентина Мишина. «Крупная компания по производству продуктов запланировала ликвидацию одного из своих производственных подразделений и обратилась в агентство с просьбой разработать и осуществить программу аутплейсмента. Предстояло сократить около 80 человек, многие из которых проработали на предприятии более 20 лет. Первый этап включал сбор информации о рынке труда. Мы учли, что некоторые специалисты захотят сменить сферу деятельности, поэтому рассматривали в качестве вариантов для их последующего трудоустройства вакансии на промышленных предприятиях другого профиля, в торговых комплексах, в складских и транспортных компаниях. Во время второго этапа программы аутплейсмента мы рассказали уволенным сотрудникам об этих вакансиях, провели обучающие семинары по технологии успешного трудоустройства. Отредактированные резюме кандидатов вместе с сопроводительными письмами мы разослали в заинтересовавшие людей компании. Итоги работы были признаны успешными: через два месяца работали 70 процентов экс-сотрудников».
Справедливости ради необходимо сказать, что не всегда все заканчивается столь же благополучно, как в тех случаях, о которых рассказали рекрутеры. Вся работа агентства может пойти насмарку, если сам человек займет выжидательную позицию. Как говорится, везет тем, кто «везет». Другими словами, очень многое в процессе трудоустройства зависит от самого кандидата, от того, насколько он будет активен. Агентство может ему помочь, но сделать за него его работу, например, успешно пройти собеседование, ни один рекрутер не в состоянии.
Ищите работу вместе с сайтом RDW.RU и газетой «Работа для вас»! Только проверенные вакансии, актуальная информация о рынке труда, советы экспертов.
Каждый понедельник и четверг спрашивайте свежий номер «Работы для вас» в газетных киосках или читайте онлайн.