Россия
27 марта 2015 Соискателям, Новости трудоустройства
Работодатели «оптимизируют штат» и пытаются сэкономить на персонале, а соискатели подолгу ищут работу и соглашаются на меньшие деньги. Эти кризисные тенденции коснулись сейчас многих, в том числе и водителей. «Работа для вас» выяснила, кому из водителей приходится сейчас особенно сложно, а кто по-прежнему востребован работодателями. Текст: Тамара Арутюнян
Если взглянуть на джоб-сайты, то можно выделить несколько серьезных изменений, которые произошли за последние полгода. Во-первых, вакансий для водителей, если сравнивать с другими специалистами, немало. Но! В разы меньше, чем это было в начале осени. Во-вторых, стал больше разброс по зарплатам. В-третьих, изменилась структура спроса: если раньше самыми востребованными постоянно оказывались водители-экспедиторы, то теперь — водители такси.
Сильно ударил кризис по персональным и офисным водителям — вакансий для них стало меньше на порядок. При том, что именно «персональщики» и офисные водители лидируют по количеству размещенных резюме. Так что конкуренция здесь нешуточная.
Но и другим категориям приходится непросто. «В процессе подбора водителей-дальнобойщиков (категории Е) мы постоянно сталкиваемся с бывшими сотрудниками разорившихся компаний, — рассказывает Анастасия Мурзина, ресечер компании Work Service. — Кризис, безусловно, затронул эту сферу, текучка происходит по двум причинам: сокращение штата либо увольнение сотрудников из-за постоянных простоев и невозможности заработать те деньги, на которые они рассчитывали. Для водителей данной категории абсолютно нормально работать не только на юридических лиц, но и у индивидуальных предпринимателей. А сейчас большинство индивидуальных предпринимателей продает автомобили, так как количество заказов резко упало и содержание машин стало нерентабельным. Высвобождается огромное количество водителей, которые будут искать рабочие места, соглашаясь на менее выгодные условия».
По данным «Работы для вас», RDW.RU, Rabota.ru
Как и прежде, почти в 100% вакансий от водителей требуется опыт работы, причем все чаще не от года, а от трех лет. И, конечно, по той же специальности, то есть семейный водитель должен иметь опыт работы в семье, водитель-экспедитор — солидный стаж на этом поприще и уметь работать с сопроводительными документами, общаться с получателями. А от офисных/персональных водителей требуется опыт работы от пяти лет!
Сейчас есть, пожалуй, только два типа вакансий, на которые часть работодателей готовы рассмотреть кандидатов без опыта. Первый вариант — это работа водителем-курьером на собственном легковом автомобиле по доставке, к примеру, еды или заказов из интернет-магазинов. Вариант второй — водители такси, но здесь, как правило, нужен стаж вождения от трех лет.
«Водители-дальнобойщики, которые раньше готовы были работать не менее чем за 60—75 тысяч, сейчас согласны на 50—55 тысяч без предоплаты по суточным/стояночным, — отмечает Анастасия Мурзина. — Многие водители ищут работу более двух месяцев, для них выйти в рейс в ближайшее время — это жизненно необходимая задача. Система оплаты в большинстве компаний зависит от километража: если стоимость километра высокая, то бензин и ремонт частично или полностью оплачиваются за счет водителя (такие условия предлагают в основном ИП). Для крупных и средних компаний средняя по рынку оплата — 4 руб. 50 коп. за километр. Сейчас же водители готовы согласиться на 3 руб. 50 коп. при условии, что бензин и ремонт оплачивает работодатель. Суточные/стояночные ранее составляли 550—600 руб., сейчас водители готовы рассматривать 400—450 руб. С окладной системой большинство компаний не работает».
Средние зарплаты водителей-экспедиторов в Москве вроде бы и несильно просели, но условия при этом жесткие: сдельная оплата, график 6/1 и материальная ответственность. Если задаться целью найти работу на машине компании, с более щадящим графиком (5/2 или сменным) и с фиксированной оплатой, то здесь диапазон зарплат от 25(!) до 40 тысяч.
О личных водителях Анастасия Мурзина говорит, что и здесь кандидаты готовы рассматривать зарплаты на 20—30 тысяч меньше, чем они получали до кризиса, так как спрос на их услуги сильно уменьшился. Вплоть до того, что часть водителей вынуждены перейти из этой сферы в грузоперевозки.
По данным «Работы для вас», RDW.RU, Rabota.ru
Михаил:
Кто работал водителей-экспедитором — как вам эта профессия?
Felix:
Сразу добавляйте к работе водителя-экспедитора обязанности грузчика. Надо очень тщательно принимать товар по накладной, так как бывают элементарные подставы. Про уход за машиной — это отдельная тема. Знакомый устроился воду возить для офисов. Бутыль — 19 кг. Не всегда к самому зданию подъехать можно, пробки, знаки, парковки. Не везде лифт есть. Поработал месяц и ушел. Зарплата нормальная, но нюансы (как и везде).
Димыч:
А в дальнобой стоит идти работать?
Дмитрий:
Только если нормально платят, нормальная машина и отношение к водителю как к человеку. Я все больше осознаю, что нынешний дальнобой — не тот, каким он был лет 5—7 назад. Романтика прошла, сейчас все рубятся за хорошую зарплату и достойное отношение.
Валера:
Сейчас в дальнобой идут кто попало, в голове только одни деньги, никакого шоферского братства, по рации один только лай друг на друга, ездят кто как хочет.
Александр:
Стоит попробовать, не самое плохое дело, 2 года на дальниках и пока не пожалел, а, скорее, наоборот.
Никита:
Я бы не сказал, что в дальнобой идет кто попало, судя по требованиям, предъявляемым к водителям, туда можно попасть только с опытом работы.
Игорь:
Прямо скажу — стоит. Ни начальства, ни нервотрепок, никто на мозг не капает. Сел, загрузился и поехал.
Никита:
Лучше учитесь и живите дома. Большинство, кто хочет стать дальнобойщиком, думает: «О, делать особо ничего не надо, езди, любуйся и деньги получай». А не тут-то было, в первую же зиму вы поймете. Когда замерзнет воздух, или машина не заведется, или в горку встанешь, ты все на свете проклянешь. Так что прежде подумайте 100 000 000 раз!
Aki:
Да, первая зима на трассе расставит в жизни приоритеты, тем более в наших погодных условиях.
Дмитрий:
Дальнобой не профессия, а призвание. Кто- то может работать, кто-то нет. Я, например, ушел с межгорода пару месяцев назад, но скоро вернусь, и дело не в зарплате.
Хотите получить совет по трудоустройству? Столкнулись со сложностями при поиске работы? Не уверены, что правильно составили резюме, или не знаете, что отвечать на вопросы рекрутеров? Вам готовы помочь наши эксперты рынка труда.
Звоните 1 апреля с 15 до 17 ч. на «горячую линию», организованную «Работой для вас», по телефону (495) 956-86-21 (звонки бесплатные).